Абдоминальная боль, боль в животе

Абдоминальная боль (боль в животе) — одна из наиболее частых жалоб пациентов. Она может быть совершенно разной, ведь в брюшной полости рядом друг с другом находятся множество органов: желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, кишечник, а в непосредственной близости — почки и яичники. В некоторых случаях можно обойтись домашними средствами, а чаще всего за лечением рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам.

Как проявляются боли в животе?

• Колика — спастическая боль, которая проявляется волнообразными приступами, интенсивность которых увеличивается или уменьшается. Такую боль вызывает избыточное газообразование в кишечнике, инфекционные воспалительные процессы или стресс. Если Вы редко ощущаете колики и они проходят достаточно быстро, для устранения дискомфорта Вам необходимо исключить из меню газообразующие продукты (сырое цельное молоко, сырые необработанные овощи и фрукты, бобовые, дрожжевая сдоба и черный хлеб). При частых жалобах на колики и сопутствующие симптомы рекомендуем Вам как можно скорее посетить врача-гастроэнтеролога. Если же боль интенсивная, общее самочувствие плохое, нередко поднимается температура, открывается сильная рвота, мышцы передней брюшной стенки напряжены — необходимо срочно вызывать скорую помощь. В этой ситуации нельзя давать обезболивающие лекарства до осмотра врача.

• Постоянная абдоминальная боль. Этот тип боли в животе характеризуется относительно постоянным и устойчивым течением. Пациенты часто описывают его как горение в животе, острую, режущую или голодную боль. Такой вид боли является следствием серьезных воспалений органов брюшной полости, язвенных поражений, приступов желчекаменной болезни, абсцессов или острого панкреатита — откладывать посещение специалиста нельзя!

• Хронические боли. Они периодически исчезают и появляются вновь. Такие боли обычно сопровождают хронические заболевания или инфекции желудочно-кишечного тракта.

Если Вас беспокоят описанные выше боли различного характера, обратитесь к специалисту и будьте готовы ответить на следующие вопросы:

• Связаны ли боли с едой (т.е. возникают ли они всегда до или всегда после еды, а может, после какой-то определенной пищи)?
  • Как часто возникают боли, насколько они сильные?
  • Связаны ли боли с физиологическими отправлениями, а у старших девочек - с месячными?
  • Где обычно болит, есть ли какая-то конкретная локализация болей, куда боль распространяется?
  • Желательно описать характер боли («тянет», «жжет», «колет», «режет» и т.д.).
  • Какие мероприятия обычно помогают при болях (лекарства, клизма, массаж, покой, холод, тепло и др.)?

Лучше всего, если Вы придете к врачу с результатами анализа на дисбактериоз и УЗИ органов брюшной полости.

Существуют и такие боли в животе, которые не связаны с заболеваниями кишечника или других внутренних органов. Человек может жаловаться на так называемые невротические боли, когда он чего-то боится («медвежья болезнь») или после психоэмоциональных стрессов, потрясений . В этом случае необходимо проконсультироваться у психотерапевта или невролога.

Часто абдоминальные боли сопровождается другими неприятными симптомами:

• потливость;

• тошнота;

• рвота;

• урчание (особенно при принятии горизонтального положения или смены позиции).

Такие симптомы являются важными факторами, указывающими на нарушения функции кишечника, желудка, желчных путей или воспалительных процессов в поджелудочной железе. Озноб и лихорадка обычно сопровождают опасные кишечные инфекции или закупорку желчевыводящих протоков. Изменение цвета мочи и кала также является признаком блокады желчных путей. При этом моча, как правило, приобретает темный цвет, а кал светлеет. Интенсивная судорожная боль, сопровождаемая черным или кровянистым стулом, указывает на наличие внутреннего кровотечения и требует немедленной госпитализации.

Почему и где возникает боль в животе?

Место появления боли является одним из важных факторов диагностики заболевания. Боль, сосредоточенная в верхних отделах брюшной полости, часто вызвана нарушениями в пищеводе, кишечнике, желчевыводящих путях, печени, поджелудочной железе. Боль, возникающая при желчекаменной болезни или воспалительных процессах в печени, локализуется в верхнем правой части живота. Боль при язве и панкреатите, как правило, проходит через всю спину. Боли, вызванные нарушениями в тонком отделе кишечника, обычно сосредоточены вокруг пупка, тогда как боли, обусловленные толстым кишечником, распознаются в середине брюшины и ниже пупка. Тазовые боли обычно ощущаются как сдавливание и дискомфорт в ректальной области.

Длительность приступов боли — от нескольких минут до нескольких часов. В 70% случаев боль сопровождается нарушением моторики кишечника (понос или запор).

Наиболее распространенной причиной появления болей в области живота является пища, которую мы употребляем. Раздражение пищевода (давящие боли) вызывает соленая, слишком горячая или холодная пища. Некоторые продукты (жирная, богатая холестерином пища) стимулируют образование или движение желчных камней, вызывая приступы желчных колик. Не секрет, что многие люди имеют непереносимость к определенного рода продуктам, например, молоку, молочному сахару или лактозе. Употребление их в пищу приводит к коликам в животе, вздутиям живота и поносам.

В каком случае необходимо посетить врача?

При положительном ответе хотя бы на один из указанных ниже вопросов рекомендуем Вам не ждать развития заболеваний и начать обследование с обращения к гастроэнтерологу:

• Вы часто испытываете боли в животе?

• Влияет ли испытываемая боль на Вашу повседневную активность и выполнение рабочих обязанностей?

• Вы наблюдаете потерю веса или снижение аппетита?

• Ваша боль сопровождается рвотой или тошнотой?

• Наблюдаете ли Вы изменения в привычках кишечника?

• Просыпаетесь ли Вы от интенсивной боли в животе?

• Страдали ли Вы в прошлом от таких заболеваний как язва, желчекаменная болезнь, воспалительные заболевания кишечника, хирургические вмешательства?

• Не обладают ли принимаемые Вами лекарства побочными эффектами со стороны ЖКТ?

Симптомы боли в животе

Обычно боль, которая длится от нескольких секунд до минуты, не является серьезной причиной для беспокойства. Боль, продолжительность которой составляет часы или даже дни, является серьезным симптомом! При таком характере боли как можно скорее запишитесь на прием к специалисту и пройдите медицинское обследование.

Какие исследования проводятся при болях в животе:

К каким врачам обращаться при болях в животе, абдоминальных болях:

Вы испытываете боль в животе? Вам необходим осмотр? Запишитесь на прием к специалисту — сеть медицинских центров «Клиницист» всегда к Вашим услугам! Ведущие врачи Краснодара осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Ведь мы понимаем, как важно доверить свое здоровье настоящим профессионалам!

Как обратиться в наши центры:
Запишитесь онлайн или позвоните по номеру единой справочной службы всех наших центров +7 (861) 231-1-231. Администраторы подберут для Вас удобный день и час визита к врачу.

Вы также можете обратиться в любой из центров сети медицинских центров «Клиницист», где принимают рекомендуемые для Вас специалисты. Подробная информация о наших цетрах и расположение на карте города указаны здесь. Познакомьтесь с нами поближе на этой странице.

Если Вы ранее проходили какие-либо исследования или уже были у специалиста, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если у Вас не было опыта посещения исследований или осмотра врача, мы сделаем все необходимое в наших центрах.

Рекомендуем подходить к вопросу Вашего здоровья самым тщательным образом. Мы ежедневно сталкиваемся с поверхностным отношением пациентов к симптомам заболеваний и последующим развитием их в жизненно опасное состояние. Лечение таких заболеваний проходит тяжело, а порой уже слишком поздно. Поэтому определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого необходимо хотя бы раз в год проходить минимальное обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровое состояние всех внутренних органов и систем.